Введение
Поскольку в первом квартале 2022 года ежемесячно увольнялось более четырех миллионов человек, а 44% работников в настоящее время ищут новую работу, вполне возможно, что кто-то из вашей команды может уйти в ближайшее время. И это совершенно неожидонна для вас может быть тот человек, на которого вы рассчитывали и надеялись. Это может быть человек, который является ключевым сотрудником в вашей команде, с которым вам нравилось работать и который имеет большой потенциал в вашей организации. Как же реагировать, когда такой человек подает заявление об уходе?
Есть несколько вещей, которые вы не должны делать – например, принимать это на свой счет, принижать их новые возможности или ставить уход им в вину. И есть шесть ключевых элементов, которые помогут вам конструктивно и профессионально отреагировать на неожиданную новость.
Возьмите паузу.
Во-первых, дайте себе время переварить новость. Вполне нормально показать, что вы удивлены, или сказать что-то вроде: “Ничего себе, я этого не ожидал”. Последнее, что вы должны сделать, это отреагировать импульсивнои сказать что-то такое, о чем вы потом пожалеете, поскольку это может оставить у человека негативное впечатление о вас и организации.
Замечайте и управляйте любыми своими моментальными реакциями.
Во время этой мгновенной паузы сделайте вдох и постарайтесь определить, что именно вы чувствуете. Сьюзан Дэвид, автор книги “Эмоциональная ловкость“, говорит, что понять свои эмоции – это первый шаг к тому, чтобы справиться с ними. Постарайтесь быть как можно более конкретными. Помимо удивления, вы можете чувствовать разочарование, уныние, боль, ощущение предательства, злость, обиду, раздражение, глубокое разочарование или просто грусть. Существует множество тонких оттенков негативных эмоций, и понимание конкретной эмоции, которую вы испытываете, поможет вам лучше понять свое состояние и позволит более эффективно справиться со своими чувствами и более конструктивно отреагиовать на ситуацию.
Если мы не осознаем свои негативные эмоции, они могут неожиданно всплыть на поверхность, вызывая неконструктивные, рефлексивные реакции или поведение, о котором вы можете впоследствии пожалеть, например, агрессивно наброситься на человека с упреками, уколоть его саркастическим высказыванием или ехидным замечанием. Не рекомендуется говорить о том, что вы чувствуете себя преданным или рассерженным, даже если это так – здесь лучше проявить благоразумие. Однако если вы расстроены или разочарованы, вполне можно сказать: “Мне очень жаль, что вы уходите, но, наверное, это для вас хорошая возможность. Нам будет вас не хватать”.
Деперсонализируйте новость.
Когда мы чувствуем себя уязвленными или преданными из-за неожиданного ухода сотрудника, это происходит потому, что мы принимаем новость близко к сердцу. Даже если вы могли бы стать лучше как руководитель (давайте посмотрим правде в глаза, мы всегда можем найти способы, как стать лучше), уход сотрудника вовсе не является заявлением о вашей недостаточной личной ценности или о том, насколько вы хороши как человек. Поэтому лучше отбросить свое эго в сторону и подняться над любыми сильными негативными чувствами, которые вы можете испытывать. Возможно, человек уходит ради того, чтобы получить больше возможностей, лучшую компенсацию, по личным причинам или из-за всего вышеперечисленного. Возможно, лучшим путем развития карьеры для него будет уход из организации и получение опыта в другом месте. Это его карьера, поэтому уважайте то, что он сделали лучший выбор для себя, своей карьеры и/или своей семьи – то же самое, возможно, на его месте сделали бы вы. Он демонстрирует лояльность к себе, а не нелояльность к вам.
Узнайте причины, сделайте выводы, которые будут способствовать вашему развитию.
Проявите искренний интерес, узнайте, почему сотрудники уходят и что они собираются делать дальше. Что вы можете узнать такого, что принесет пользу вам, организации и другим сотрудникам в будущем? Вы можете спросить: “Что мы можем сделать, чтобы вы остались?”, “Что вас больше всего привлекает в новой работе?”. Их ответ может быть связан с улучшением баланса между работой и личной жизнью, возможностью работать удаленно, более инклюзивной культурой, новой и захватывающей задачей с большей ответственностью или более широкими полномочиями в принятии решений. Конечно, ответ может оказаться пустым, поскольку сотрудник, скорее всего, согласился на другую должность, но все равно это полезная обратная связь для вас и организации, чтобы можно было обратить внимание на эти области с пользой для остальных сотрудников, даже если для этого человека уже слишком поздно что-либо предпринимать.
Покажите свою поддержку.
Поддержание позитивных рабочих отношений с увольняющимися сотрудниками важно далеко за пределами того времени, когда вы фактически работаете вместе, поэтому покажите свою поддержку их решению и дайте им возможность уйти на хорошей ноте. В конце концов, однажды вам может понадобиться положительная рекомендация от них.
Кроме того, как бывший сотрудник, он по-прежнему является представителем бренда компании и может быть будущим клиентом, заказчиком или источником рекомендаций для бизнеса и других сотрудников. И если вы продемонстрируете поддержку и энтузиазм в отношении их новой возможности, как бы вы ни были разочарованы, вы, скорее всего, сохраните дверь открытой для их потенциального возвращения в организацию когда-либо. Поэтому похвалите их вклад в работу вашей компании и их выбор и спросите, чем вы можете быть им полезны, когда они приступят к своей новой работе.
Попросите то, что вам нужно.
Когда человек подает заявление об уходе, он, скорее всего, имеет в виду желаемую дату окончания работы. . Чтобы обеспечить плавный переход, согласуйте, что нужно им и что нужно вам от них до их ухода. Это может включать в себя завершение определенного проекта или набора задач, обучение других людей, которые возьмут на себя эти обязанности, чтобы минимизировать перебои в работе, или даже найм их замены.
Увольнение не обязательно должно быть концом света или концом отношений. Как бы вы ни были удивлены, использование шести приведенных выше стратегий поможет вам отреагировать конструктивно, что укрепит отношения и будет полезно обеим сторонам двигаться дальше в позитивном ключе.